Фрагмент для ознакомления
2
Наряду с глобализацией и либерализацией и в тесной взаимосвязи с ними четко обозначилась еще одна современная тенденция: регионализация мировой экономики. Это, так сказать, глобализация в ограниченных масштабах, охватывающая группу стран, создающих объединения, в которых происходит большая или меньшая либерализация торговли, движения капитала и людей в рамках соответствующей интеграционной группировки.
Регионализацию международных отношений необходимо рассматривать в контексте глобализации. В подходах к анализу этих двух процессов нет единства. Одни считают регионализацию составной частью глобализации, другие воспринимают ее как альтернативу. В конце XX в. попытки универсализации глобального сообщества в неоднородном социальном времени стали сопровождаться усилением тенденций регионализации.
Актуальность регионализации обусловлена современными тенденциями глобализации общественного развития, включая политику, экономику и культуру. В процессе глобализации трансформируются институты государственной власти. Часть государственных функций переходит на более высокий иерархический уровень к всемирным и международно-региональным организациям. Одновременно наблюдается тенденция к расширению прав субнациональных территориальных общин - региональных, муниципальных и провинциальных. Таким образом, в международных отношениях в качестве самостоятельных субъектов выступают регионы. По этому пути идет Объединенная Европа, возможно, в будущем эта модель распространиться шире, и вместо национальных государств в международных отношениях будут доминировать регионы.
Современный регионализм обусловлен возрастанием роли функций места и социального времени. Выработка геостратегии или технологии реализации приоритетов регионального развития в многомерном коммуникационном пространстве особенно актуальна в условиях либерализации международных экономических отношений.
Для восточно-европейских стран с переходной экономикой по ряду причин особенно актуальна проблема использования европейского опыта регионализма и местного самоуправления. Интегральный подход к выработке региональной стратегии развития позволяет получить позитивный эффект за счет сочетания различных форм мирохозяйственной интеграции и местных социокультурных и природно-экологических условий.
В мировой науке созданы многочисленные теоретические подходы к региональному развитию. До начала 90-х годов существовали модели регионального развития в рамках капиталистической или социалистической систем. В западных моделях преимущество отводилось открытой экономике, а в советских - региональному развитию в условиях ограниченного участия в международном разделении труда.
Мировой регионализм является одним из этапов глобализации или ее противоположной тенденцией. Глобализация сопровождается регионализацией международных отношений, передачи части государственных функций на международный или субнациональный уровень. Регионы способствуют защите общественных отношений от негативных вызовов глобализации и выступают в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Регионализация (районирование) это процесс деления целого на целые части, тогда как территориальная дифференциация означает деление целого на функциональные части. По функциональным признакам различается военно-политический, экономический и культурный регионализм. Геополитическая регионализация означает выделение и создание «больших пространств» (региональных группировок), чья военно-политическая и экономическая мощь может противостоять мировому гегемону.
В современном мире успешно развивается европейский (западный) регионализм, основанный на приоритете прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности. Американский регионализм превратил географическую периферию в полюса высоких технологий. Китай и другие азиатские государства демонстрируют модель восточного регионализма, основанного на сочетании поэтапной открытости к мировым рынкам с авторитарной государственной властью.
Европейский регионализм основан на принципах «атлантического» федерализма, предусматривающего освобождение гражданского общества из-под опеки государства. Сущность европейского регионализма заключается в поэтапном переходе от наднациональных объединений к Европе регионов. В этом процессе Совет Европы идет впереди Европейского Союза, закладывая фундамент будущего гражданского общества. В основе европейского регионализма лежит теория субсидиарности, предусматривающая в общественных отношениях приоритет прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности.
Не существует универсальных теорий регионалистики. Вышеперечисленные подходы родились в границах определенной цивилизации. На Востоке существует другой подход к регионалистике. Согласно китайской традиции, он исходит из философии Великого китайского порядка приоритета государства над человеком, селективной (избирательной) преемственности чужих материальных достижений. Китай настолько самодостаточен, что надгосударственные региональные группировки не играют существенной роли в международных отношениях.
Китайская традиция выделяет трехзвенную региональную модель «центр периферия пограничье». В пограничных регионах (особенно приморских) формируется культурно-генетический код открытости, диалога с другими народами. С этих представлений началась поэтапная открытость современного Китая к внешнему миру. В приморских провинциях были созданы специальные зоны локомотивы открытой экономики.
В двадцатом столетии широкую известность получили учения о территориально-производственном комплексообразовании и полюсах роста. Ее основу составляет технология энерго-производственных циклов. В результате взаимообусловленного сочетания данного вида сырья и энергии, создания единой региональной инфраструктуры достигался определенный экономический эффект. В условиях социалистического хозяйства эта теория рассматривалась как альтернатива чрезмерно централизованной экономике
В трактовках понятия региона речь идет о различных представлениях о предмете. Во-первых, "регионы являются воображаемыми сообществами". Во-вторых, "строители региона", как правило, работают ради определенного политического проекта. На мой взгляд, несомненно удался строителям новой Европы ее имидж динамичного индустриального и высокотехнологичного региона, хотя "80% ее территории занято под сельское хозяйство. Третья особенность конструирования региона - это "исправление границ". В некоторых подходах к международным социальным практикам подчеркивается, что они "борются, сталкиваются, деконструируются и вытесняют друг друга".
После второй мировой войны на расширение посредством территориальных войн мировое сообщество наложило вето. Но вирус войны не ликвидирован. Он мутировал в холодный, локальный, водный, национально-освободительный, этноконфессиональный, информационный, винный, демографический, бактериологический (ядерный, химический), наконец, будущий вид войн. Ответ на вопрос, излечимо ли такое радикальное зло как война, в доядерных рефлексиях ставился в зависимость от способности человечества приобрести нравственные качества. В современных концепциях проблема почти всецело фокусируется на движении и переменах. Западные авторы видят выход в политической институционализации, указывая, что демократические страны не вступали друг с другом в вооруженные конфликты. И, как это видно на примере ЕС, "историческое движение на Восток" Европа в одних случаях осуществляет путем объединения невоюющих друг с другом демократий в противовес организации государств "покорением ряда наций одной".
В других - применяя концепцию "прямого соседства", создаются трансграничные институты в приграничных регионах, таких, как зоны соприкосновения Евросоюза с Российской Федерацией. Однако приграничный регион имеет специфику, связанную с институтом внешних границ. Поэтому международное сотрудничество в приграничных регионах рассматривается с доминирующим учетом факторов безопасности и геополитики. По-видимому, эти условия были решающими в присоединении Польши, Латвии, Литвы и Эстонии к ЕС, хотя на определенном этапе векторы политической коммуникации этих стран указывали на стремление строить Балтийский регион. Но самостоятельный Балтийский регион подразумевает принципиальное территориально- географическое условие: включение Калининградской области, что создало бы проблему территориальной целостности России. Регион можно трактовать как сложную социально-политическую форму направленных изменений, которые отражают институциональные превращения этнорелигиозно, геополитически или геоэкономически интерпретируемого пространства.
Следует признать точность европейского смысла слова "регион", в переводе на русский язык - "править". Эта важная деталь дополняет понимание региона: управляемая, но не имеющая суверенитета территория. Происхождение термина "регионализм" одни авторы связывают с течением в изобразительном искусстве США, или с учрежденной в 1920-х гг. школой региональной социологии Университета Северная Каролина (США). Социологи ссылаются на возникшее тогда же во Франции "движение за восстановление и сохранение преимуществ малой локальной единицы от посягательств крупного национального государства", принявшего форму "политической философии регионализма".
В Европе понятие "регион" является собирательным. В европейской Хартии регионализма 1988 г. оно определено "функционально": гомогенное пространство, имеющее физико-географическую, культурную и языковую близость, а также общность хозяйственных структур и исторической судьбы. В СССР практика регионального хозрасчета предшествовала концептуальному осмыслению роли региональных отношений. Политический смысл "регион" обрел в постсоветских дискуссиях о федерализме, партстроительстве и выборах. Учитывая все это, отмечу, что международное право не раскрывает понятие "регион", хотя Устав ООН (ст. 52) "не препятствует существованию региональных соглашений или органов", если они и их деятельность совместимы с целями ООН .
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)
2. Версальский мирный договор 1919 года
3. Азиатско-Тихоокеанская региональная конвенция о признании квалификаций в области высшего образования от 26 ноября 2011 года
(вступила в силу для Российской Федерации 1 января 2021 года, Российская Федерация присоединилась к Конвенции на основании распоряжения Правительства Российской Федерации № 2157-р от 24 августа 2020 года)
4. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985)
5. Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (Душанбе, 5 октября 2007 г.)
6. "Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)
Специальная литература
7. Асаул, А.Н. Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / А.Н. Асаул. - М.: ИПЭВ, 2017. - 266 c.
8. Булатов, А.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. полный курс (для бакалавров) / А.С. Булатов и др. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
9. Кудряшов В. В. Право международных финансовых организаций. Учебное пособие. М.: КноРус, 2020. 286 с.
10. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2 томах. Том 2. М.: Зерцало, 2018. 432 с.
11. Международное право. Учебник для академического бакалавриата. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Капустин А. Я. М.: Юрайт, 2017. 282 с.
12. Орешин В. П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. — М.: РИОР, Инфра-М. 2017. 200 с
13. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2017. – 320 с.
14. Сухарев, О. С. Региональная экономическая политика. Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриализация: моногр. / О.С. Сухарев. - М.: Ленанд, 2016. - 144 c.
15. Самогородская М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией / М.И. Самогородская // Менеджмент в России и за рубежом. — № 4 — 2018.
16. Точиев И.А. Совершенствование стратегического управления природно – ресурсным потенциалом региона / Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 239-243.
17. Усманов Р.М. К вопросу о соотношении международного публичного права и международного частного права / Р.М. Усманов // Colloquium-journal. — 2020. — № 2-2 (13). — С. 61-62.
18. Федоляк, В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны/ В.С. Федоляк //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 10. – № 1. – С. 3–7.
19. Цифровая версия культурной деятельности. Регионы России в 2000-2001 гг.. - М.: Алетейя, 2017. - 456 c.
20. Чернявский А. Г., Синяева Н. А., Самодуров Д. И. Международное право. Учебник. М.: КноРус, 2020. 536 с.